Пополнение на льду. Бывший наставник сборной Латвии тренирует в Пскове

12+
25 сентября 2017 г.

Пополнение на льду. Бывший наставник сборной Латвии тренирует в Пскове

Экс-наставник Советской Латвии по фигурному катанию и чемпион Латвийской ССР начал готовить псковских фигуристов

Доктор коньковых наук по семейным обстоятельствам в 70 лет переехал жить в наш город этим летом. Узнав об этом, областные спортивные чиновники назначили Александра Афонина старшим тренером по фигурному катанию в Ледовом дворце. У специалиста с колоссальным опытом есть почти все, чтобы на Псковщине вдохнуть жизнь в, возможно, самый изящный вид спорта.

Псковское фигурное катание, как и все, что варится в котле Ледового дворца Пскова, дарило городу не столько спортивные результаты, сколько поводы посудачить. Возможно ли вообще фигурное катание в провинции, где на огромное пространство земли всего один крытый лед, который нужно делить с хоккеистами и поклонниками группы «Руки Вверх»? Кто сформулирует для Псковской области, не имеющей традиций и школы фигурного катания, план развития на ближайшую перспективу? Обычно подобные вопросы в различных регионах решают просто: открывают школу известному фигуристу или тренеру со всеми финансовыми обременениями. И оплачивают результат. У Пскова таких возможностей нет. Но у Пскова появилось еще больше возможностей благодаря появлению в городе бывшего тренера сборной Латвийской ССР по фигурному катанию Александра Васильевича Афонина.

Несмотря на связь с Латвией Афонин говорит почти без акцента, разве что с успокоительными нотками балтийской размеренности.

– Наша семья – семья военных – переехала в Ригу из Москвы. Да и с носителями иностранных языков я не так часто говорю, как прежде, – начинает специалист. У него на руке блестят золотом настоящие швейцарские часы – атрибут, подчеркивающий успешность тренера в любом возрасте. За пару часов беседы мой блокнот переполнен забавными случаями из жизни профессионального европейского тренера по фигурному катанию.
 

Чемпион становится тренером
– Александр Васильевич, расскажите, как вы стали тренером?

– Фигурным катанием я начала заниматься в Риге, в 1963 году, стал чемпионом Латвийской ССР, неоднократно выигрывал союзные матчевые встречи. В 1964 году поступил в Латвийский государственный институт физической культуры. В 1965 году перевелся на учебу в Московский филиал Смоленского областного института физической культуры, который окончил в 1969 году. Во время учебы в Москве тренировался под руководством заслуженных тренеров СССР Виктора Кудрявцева и Елены Чайковской. Во время тренировок у Чайковской работал в паре с Аллой Беляевой, которая в течение 10 лет работала затем помощницей Чайковской, а после – доцентом кафедры фигурного катания ведущего спортивного вуза Союза. После окончания учебы я вернулся в Ригу, в 22 года был назначен старшим тренером сборной команды Латвийской ССР по фигурному катанию. В этой должности проработал 10 лет до перехода на административную работу.

– Сразу ли пришел результат?

– Не сразу, но я точно знал, что буду тренировать. Поэтому присматривался к своим преподавателям и с этой точки зрения. У меня был действительно большой для 22-летнего юноши тренерский опыт. За годы работы в Латвии 4 спортсмена вошли в состав кандидатов юношеской сборной команды СССР, 6 спортсменов выполнили требования по присвоению звания мастера спорта ССР на чемпионатах и первенствах Союза. За время работы третьим призером юношеского Кубка СССР стала Р. Кислякова. Также бронзовыми медалистами юношеского Кубка СССР стала танцевальная пара

О. Нечаева – В. Васильев. На чемпионатах и первенствах СССР, спартакиадах народов СССР, в трех видах фигурного катания мои ученики занимали с 7-го по 10-е места, выигрывали престижные международные соревнования «Янтарные коньки».

– Интриги в фигурном катании были всегда и везде?

– В принципе интриги везде есть, где есть люди. Но вот что касается меня, моей семьи, то мы с женой уже очень давно вместе, и я ей очень благодарен, что могу заниматься своим любимым делом. Наш круг общения – семьи военных, перебравшихся в Ригу, это очень культурные и образованные люди. Среди нас было меньше проявлений каких-то низких чувств. Кроме того, я успел попасть, пока учился в Москве, в круг великих советских фигуристов, познакомиться с ними, со многими я поддерживаю связь и по сей день.

– Жалеете ли, что перестали быть тренером на пике успеха и стали функционером Латвийской Республики?

– Честно говоря, нет. Я очень сильно устал, пока преподавал фигурное катание. Каждый день на протяжении 10 лет кряду на льду с 6 часов утра и порой до двух часов ночи. Кроме того, пока результатов у Латвии в фигурном катании не было, так никому и дела до него не было. Как только результаты появились, начались как раз подковерные всякие движения. Я подумал, что было бы неплохо передохнуть, посмотреть на все со стороны. Тем более что я все равно мог оставаться и функционером, и быть близко к учебно-тренировочным процессам. С 1978 по 1985 год параллельно тренерской работе я стал сначала заместителем директора республиканской школы высшего спортивного мастерства, затем ее директором, дойдя до начальника учебно-спортивного отдела Государственного комитета по физической культуре и спорту Латвийской ССР. В эти же годы я со своей ученицей И. Штром (ныне живет и работает в США тренером) подготовил бронзовых призеров юношеского чемпионата СССР. Зарплата чиновника и надбавки были выше, времени для тренировок чуть больше – поводов жалеть не было.



Победы одерживаются уже девочками 15-17 лет. Форсированные тренировки сжигают природные резервы юных спортсменов.
 
Юным сжигают резервы
– Во сколько лет нужно идти в фигурное катание?

– Сюда мы берем детей с четырех лет. Делаем, как делают во всех видах спорта: начинаем рано. Исторически в России на коньки вставали позже, чем в Европе. Советские фигуристы чемпионами мира становились преимущественно в возрасте 25-32 лет. Но сейчас этот показатель выровнялся, а быть может, мы и перегоняем – победы одерживаются уже девочками 15-17 лет. Усилиями столичных спортивных школ в Москве и Петербурге за счет форсированных тренировок у юных спортсменов сжигают все природные резервы. И поэтому сегодня мы видим, что российская сборная в большинстве своем – представители регионов или совсем юные фигуристки, до переходного возраста.

– Если бы к вам пришел пскович 14 лет без навыков катания, но с желанием – вы бы дали ему шанс?

– Я бы шанс ему, конечно, дал. Но есть же еще и множество медицинских приборов и тестов, которыми можно определить актуальные способности подростка. Одаренный проиграет неодаренному, но с физической подготовкой и так далее. В Можайске у меня занимался юноша, который пришел в 12 лет, не умея кататься. Этот парень – Иван Строков – стал призером первенства Московской области. Я, кстати, и сам начал только в 12 лет.
 

Деньги снижают выборку
– Московская область и столицы – редкие регионы, где нет проблем со льдом. У нас в Псковской области один крытый лед. Наверное, ровно столько, сколько было когда-то в советское время и в Риге. Но ведь катались же, хватало места и фигуристам, и хоккеистам. Как?

– Понятное дело, что чаще катались зимой на открытом воздухе. К слову, не болели поэтому никогда. Но также добавлю, что со льдом не было проблем не потому, что его не хватало кому-то конкретно, а потому, что его делили честно. Сегодня же конькобежные виды спорта, среди которых и про который мы говорим – фигурное катание, – виды спорта в первую очередь для богатых родителей. Вот тут и начинается нехватки, недовольства и прочее. Но и это не главное. Ладно льда не хватает, так ведь если раньше мы имели возможность выбирать самых талантливых из всех детей, то сегодня выбирать приходится из тех, чьи родители способны платить. А это значительно снижает выборку.

– При отборе футболистов в сборную речь идет от десятках тысяч кандидатов. Если мы говорим об отборе в сборную по фигурному катанию, то какой срез в одном возрасте?

– Сто – сто пятьдесят спортсменов на страну. Цифра не меняется, потому что одаренных фигуристов сегодня замещают

опять же родители, чье упорство выше всяких похвал: у некоторых детей в распоряжении не только персональные тренеры, но и свои ледовые арены.

– Одного льда, как в Пскове, достаточно для занятия фигурным катанием?

– Нет. У фигуристов все-таки должна быть своя полноценная арена, на которой спокойно можно готовить группами, возрастами, парами, по темам. Предвижу ваше недоумение, как тогда заниматься здесь: начинать можно и с такого. В Пскове сегодня подобрался замечательный тренерский коллектив. Нужно пользоваться и такой возможностью и быть готовым, что появится не один новый ледовый комплекс.



Фигурное катание – спорт для детей обеспеченных родителей. Сегодня выбирать приходится из тех, чьи родители способны платить. А это значительно снижает выборку.
 
Все решил переезд сына
– Что было перед российским этапом вашей карьеры?

– В 1985 году в Латвии начались процессы создания независимого государства. В общем, с республиканской должности я ушел в союзное ведомство – руководителем физвоспитания Рижской мореходной школы, где работал по 1992 год. Накануне перехода в морское дело, принесшее мне новую работу, которой я очень загорелся и был впечатлен, я передал по взаимному согласию в группу Елены Чайковской лучшую свою ученицу А. Кирхмайер, которая спустя два года станет чемпионкой мира среди юниоров в спортивных танцах на льду.

В мореходстве я был в некоторой безопасности от того, что происходило в то время в Латвии. Оттуда я был даже направлен одним из последних в Латвии слушателей Высшей партийной школы. Окончить ее из-за развала СССР я не успел. Мореходную школу тоже закрыли. Очень жаль, потому что я мечтал ходить с матросами мореходной школы в порты Европы на тренировочных заплывах.

– Было ли в какой-то момент состояние дна?

– Нет, не было. Меня знают очень хорошо очень многие латвийские и русские латвийские спортсмены, журналисты, я был экспертом, комментатором. В какой-то момент освоил все стили спортивного массажа. Был преподавателем физкультуры в рижской украинской школе. Дна никогда не касался. Не могу себе такого позволить.

Как проходят тренировки в Ледовом дворце Пскова под руководством Александра Афонина. <p> Фоторепортаж– Но в середине нулевых Латвию вы покинули?

– Да, мне предлагали стать тренером там, но я не согласился работать с этим

режимом. Как раз тогда позвали в Беларусь, в Новополоцк. Там был новый проект от местного градообразуещего предприятия, я проработал более 8 лет. За это время Е. Понятаева стала серебряной призеркой чемпионата Беларуси. Е. Мяделец стала четвертой в европейском критериуме.

Но и в Беларуси случаются смены власти. На место руководителя предприятия пришел новый менеджер, оптимизировавший фигурное катание под хоккей. И я на 13 лет переехал в Московскую область, в Можайск, ближе к сыну. В Можайске тоже было все прекрасно первое время, до того как не сменилось настроение заказчиков.

– Как вы оказались в Пскове?

– Все опять решил переезд сына. Мы хотели быть поближе к нему и вслед за ним отправились в Псков. Замечательный город, мы рады. К сожалению, еще не распаковали вещи с архивными фотографиями, но к работе, как видите, я уже приступил…

– А не боитесь, что в Пскове произойдет то же, что и в Новополоцке и Можайске? Ветер перемен и всякое такое…

– В Пскове у меня, по сути, и не было никаких планов и розовых очков. Я сам вызвался и сам рассказал, что являюсь тренером. Рассказал, что могу, пока хочу. Меня взяли. Не сможем – расстанемся. В таком возрасте, как у меня, не стыдно принять и пенсию.

– Но вы еще повоюете?

– Конечно!
 

Досье «ПП»
Афонин Александр Васильевич.

Старший тренер по фигурному катанию, Псков.

Награжден за успехи более чем 30 почетными грамотами спорткомитета Латвийской ССР, именной медалью спортивного общества «Даугава», знаками отличия ЦК ВЛКСМ Латвии, Совета министров ЛССР, ЦК профсоюзов СССР. Ветеран труда России.
 

Источник: http://xn--80aaafcm1bb8aifmgd6s.xn--p1ai/rubric/28/15273

Советуем почитать

Спорт-форум для псковских предпринимателей

Центр Мой бизнес в Пскове (Фонда гарантий и развития предпринимательства Псковской области) совместно с региональным представительством "Опоры России" организовали в субботу 9 ноября мероприятие для псковских предпринимателей в необычном формате. По инициативе организаций бизнесмены встретились на площадке мотоклуба ДОСААФ, чтобы познакомиться на практике с мотокроссом и неформально обсудить форматы сотрудничества со спортивным сообществом и инвестиции в спортивные проекты.

Преступление и наказание

Сегодня-завтра дисциплинарная комиссия вынесет решение по делу Володи Маркелова за нападение на судью. Затем его рассмотрит Федерация хоккея Псковской области.

Болельщик с подвыподвертом

Подпевать на празднике победы не триумфаторам - футболистам Чертаново, а нараспев усмехаться над третьей командой лиги по набранным перед своими болельшиками очкам, выбрал депутат-коммунист Петр Алексеенко. Фото с подписью "Какая боль Чертаново - Псков 5:0" он разместил у себя в фейсбуке. Почему пассаж Алексеенко абсолютно не уместен, разобрался #псковскийспорт.

Владимир Владимиров: Бокс занимает особое место в спортивной жизни Великих Лук

Бокс называют спортом всех времен. История его развития насчитывает около пяти тысяч лет. Кулачный бой как спортивное единоборство возник еще на ранних ступенях развития общества. До нас, современников дошли изображения кулачного боя эпохи крито-микенской культуры, предшествовавшей развитию греческого государства. Особенно популярен был кулачный бой в Древней Греции. Это подтверждается тем, что уже с 776 г. до н. э. он вошел в программу олимпийских игр

Вернувшийся из США псковский боксер о коронавирусе: Меры в любом случае надо принимать, иначе расползется

Известный псковский боксер Артур Акавов вернулся из города Хьюстона (штат Техас), где смог принять участие только в тренировках - бой пока отменили. «Я хотел в Америке в апреле отбоксировать, но там до июня все закрыли»